Агромаш Сервис - Интернет магазин качественного оборудования и техники для сельского хозяйства

Техника

Оборудование

Жатки

Для проведения скашивания спелых зерновых в валки, при раздельной уборке, а также при заготовке растительных масс на корм животным, трактора МТЗ агрегатируются с рядом моделей прицепных жаток. На стадии выполнения скашивания, такой агрегат на базе универсально-пропашного трактора вполне может заменить самоходную дорогостоящую технику. Использование прицепных жаток особенно актуально в хозяйствах с ограниченным парком уборочных комбайнов при раздельной уборке зерновых, зернобобовых и крупяных культур.
Жатка представляет собой приводную от ВОМ прицепную машину, которая оборудована тремя основными рабочими механизмами: режущим аппаратом сегментного типа; мотовилом обеспечивающим подачу стеблей к режущему аппарату косы; транспортёром, формирующим валок. Привод от вала ВОМ трактора передаётся на распределительный редуктор в составе жатки, от которого через систему цепных или ремённых передач производится привод всех механизмов прицепной машины.
Сегментно-пальцевая коса приводится в действие через кривошип, обеспечивающий её возвратно-поступательный рабочий ход. Традиционно режущая часть состоит из: активной полосы с наклёпанными режущими сегментами; и статичного бруса, оборудованного противорежущими пластинами, совмещёнными с делительными пальцами.
Края косы оборудованы полевыми делителями на башмаках. Кроме этого современные режущие аппараты сегментных косилок и жаток оборудуются скоростными ножами типа «шумахер», где вместо стандартного кривошипа установлен планетарный редуктор, обеспечивающий высокую скорость работы ножа.

Мотовило приводится в движение ременной передачей. Высота и скорость вращения настраивается в зависимости от густоты и высоты стеблестоя скашиваемой культуры.

Транспортёр в зависимости от конструкций приводится, как цепной передачей, так и ремнём. Подающее полотно выполнено из прорезиненной ленты с ходом на приводных валиках. Натяжка полотна осуществляется натяжным устройством, перемещающим валик транспортёра. В зависимости от модели прицепной машины, формирующая валок часть, может состоять как из двух встречно работающих транспортёров направляющих скошенную массу к центру рабочей ширины агрегата, так и единого транспортёра, скидывающего массу набок.

В транспортном состоянии агрегата жатка занимает продольное положение, по ходу движения трактора, обеспечивая таким образом минимальные габариты по ширине. При переводе в рабочее состояние жатку поворачивают её рабочим захватом во фронтальное положение по ходу движения агрегата. При этом положение жатки установлено с боку трактора — несимметрично по отношению к продольной оси движения трактора. Рабочее положение фиксируется соответствующими тягами.

Среди массы моделей выпускаемых жаток различными машиностроительными предприятиями сельскохозяйственного профиля отметим ряд конструктивных и функциональных моментов на которые следует обратить внимание при выборе прицепной машины.

Современные модели жаток, выпускаемые под различными торговыми брендами, являются аналогами советских моделей машин ЖВП- жатка валковая прицепная, и ЖВЗ – жатка валковая зерновая. Обе модели предназначены скашивания зерновых культур с укладкой на стерню в волок для последующего подбора комбайном, при раздельном способе уборке. Также данные прицепные машины могут применяются для скашивания зелёных кормовых трав.

На рынке представлены модели с захватом от 4 до 10.7 м, все они арегатируются с универсальными тракторами тягового класса 1.4-2 т.с. Ширину выбирают в зависимости от рельефа и конфигурации посевных площадей. Так на полях со сложным рельефом и конфигурацией требующих манёвров и разворотов целесообразно использовать жатки с небольшим захватом от 4 до 6 метров. Естественно, на полях большой площади, с ровным рельефом и длинными загонками целесообразно использовать широкозахватные жатки до 10 метров.

Основными критериями качества прицепных устройств жатки является надёжное соединение с трактором и органичный перевод агрегата из транспортного положения в рабочее, и обратно, без привлечения дополнительной помощи. Кроме этого прицепное должно быть оборудовано пружинными компенсаторами, обеспечивающие выравнивание правой стороны жатки, где в виду несимметричного прилагания силы тяги трактором относительно оси движения прицепной машины, правая сторона агрегата, без работы компенсаторов, несколько отстаёт.

С учётом несимметричного расположения прицепного устройства в рабочем положении жатки, основные негативные нагрузки действуют на брус рамы особенно в месте конструктивного соединения несущей части с рамой прицепного устройства и привода. Поэтому при выборе жатки важно обратить внимание на надёжность конструкции в данной части прицепной машины.

Изучая модели жаток, часто в некоторых марках, вызывает недоумение мудрёный ременной привод с запутанной системой роликов и шкивов, которым стараются распределить вращательный момент буквально на все механизмы машины. Такая система вполне рабочая, но сопряжена со сложностями в наладке и капризна в эксплуатации. Более надёжной конструкцией считается раздельная подача вращения на механизмы. Положительным моментом является наличие в приводе предохранительных муфт, защищающих механизмы в аварийных ситуациях.

По сути принципиально жатки марок ЖВЗ и ЖВП никак не отличаются, а качественные показатели конструкции зависят полностью от производителя.

Характеристики ЖВЗ-5 ЖВЗ-6 ЖВЗ-7 ЖВЗ-9.2 ЖВЗ-10.7
Рабочий захват, м 5 6 7 9.2 10.7
Производительность , га в час 3.9 4.7 5.5 7 8.5
Высота скашивания, мм 70-250
Ширина валка, м 1.4 1.4 1.6-2.2 2.2 1.6-2.2
Рабочая скорость, км в час 5-8
Транспортная скорость, км в час 15
Габариты, мм

 

Длина

Ширина

Высота

 

 

7800

4400

2900

 

 

9300

4400

2900

 

 

10800

4400

2900

 

 

13700

4400

2900

 

 

14700

4400

2900

Масса, кг 1800 1900 2100 2630 2630

 

Характеристики ЖВП-4.9 ЖВП-6.4 ЖВП-7.1 ЖВП-9.1
Рабочий захват, м 4.9 6.4 7.1 9.1
Производительность , га в час 2.8 4.5 7 8.19
Высота скашивания, мм 60-250 80-250 80-250 80-250
Ширина валка, м 1.2 1.2 1.2 1.2
Рабочая скорость, км в час До 10  8.5-10  8.5-10 8.5-10
Транспортная скорость, км в час  До 20 До 20 15 15
Габариты, мм

 

Длина

Ширина

Высота

 

 

 

1130

   

 

8900

4200

1600

 

 

10500

4200

1600

Масса, кг 1545 2000 2000 2200